Как ни эпоха, так новый оконный стиль



window styleСейчас трудно представить жизнь в доме без застекленных окон. Однако таковые появились относительно недавно. Каждой исторической эпохе были присущи свои оконные конструкции.

В древних жилищах окон быть не могло априори — через них выходило бы тепло, а внутрь попадали бы насекомые и опасные животные. В древнеримских и древнегреческих домах свет попадал из открытого внутреннего дворика или через узкие бойницы на фасадах. Древний Восток пользовался светом, проникающим вместе с воздухом через щели в крыше. Считается, что впервые окна появились в банях Помпеи, и выходили они к морю.

И только в Византии начали перед возведением домов (прежде всего храмов) предусматривать в них оконные проемы. В суровые средние века окнам норманнского стиля были свойственны простота и безопасность. Воевали в те годы часто, и узкие окна больше служили бойницами, чем источником света и украшением замков и домов. Впрочем, именно в романской архитектуре начало обозначаться стремление к созданию красивых окон, к тому же застекленных.

Готика привнесла уважительное отношение к дизайну помещений, а в окна стали вставлять небольшие цветные кусочки стекла, соединяемые свинцовыми полосками, — первые витражи. Ренессанс усовершенствовал форму и наполнение оконных проемов, придав им симметричные очертания и остеклив прозрачным стеклом. И уже в Италии, в 15-м веке появились окна, разделенные перемычками в виде креста. При барокко стали делать громадные окна в переплетах и своего рода стеклопакеты в распашных створках.











Классицизм, сменивший барокко, «узаконил» окна, отличающиеся простотой, умеренностью размеров и строгостью форм. Они стали походить на те, какими мы пользуемся сегодня, — прямоугольной формы. Во времена эклектизма (19-й — начало 20-го века) зодчие отказались от классических форм, дав развитию архитектуры полную свободу. Окнам стала присуща большая функциональность, в них появились форточки, Т-образные переплеты и три створки.



Модерн призвал отказаться от прямых линий и углов, предпочтя плавные изогнутые формы. При этой архитектурной эпохе создавались окна немыслимых форм — вплоть до круглых и овальных. Геометрия уступила место свободному творчеству. Однако эта некая «анархия» продержалась недолго. Конструктивизм утвердил скромность форм. Рационализм — прежде всего. Очертания окон — строго прямоугольные или квадратные. Было организовано их массовое производство.

При ар-деко (до середины прошлого века) к окнам вернулась роскошь: так называемые ленточные окна могли тянуться по всему фасаду. Постмодернизм характерен объединением здравых идей всех предшествующих направлений, но эстетика несколько потеснила функционализм. Его сменщик — хай-тек — лишь слегка подкорректировал идеи постмодернизма: новые технологии и материалы позволяли дать волю фантазии и умелым рукам. Ленточное и вообще масштабное остекление стало для него характерным.



Сегодня и хай-тек на втором плане. Сейчас творят окна разнообразной формы: арочные, квадратные, прямоугольные, круглые, эллипсовидные, треугольные и пр. Разумеется, устанавливаются они лишь в зданиях особого предназначения и коттеджах. Домам массовой застройки по-прежнему характерны окна классического вида — прямоугольные. В частном же секторе относительно окон нет предела фантазии, сочетающейся, правда, с рационализмом, здравым смыслом и строгим расчетом.



Оставьте комментарий